Что такое «оккультное»: сущность оккультного

Итак, в прошлой статье я указал, что для понимания оккультного необходимо понять, что оно защищает от человека, равно как и то, от чего оно защищает самого человека. Это будет называться квинтэссенцией оккультного – его сущностью. Зная это, любой здравомыслящий человек сможет отличить те явления, которые являются действительно оккультными, от всего остального. Таким образом, все, что находится на «оккультной территории», на, грубо говоря, «оккультной земле» (terra occulta) – все это основано на сущности оккультного. Потому всевозможные оккультные вещи (будь то «оккультные науки», «оккультные искусства», «оккультная философия», «оккультные способности», «оккультные причины», «оккультные силы», «оккультные свойства») скрывают и охраняют суть «оккультной территории». 

В первую очередь необходимо отметить, что оккультное открывается для нас только в своем сокрытии. Я имею в виду, что мы можем как-то воспринимать сокрытое только тогда, когда оно сокрыто, потому что несокрытое это не оккультное. Однако, если человек сам скрывается, сам становится оккультным, он сам попадает на «оккультную территорию» и только тогда прикрытое (оккультное) станет раскрытым. Здесь очень важна моя статья по оккультную терминологию. Там я говорил, что «оккультное остается «летон» (λῆθον), то есть “незамеченным”». Что же в таком контексте означает для человека стать самому оккультным, проникнуть на «оккультную территорию» и заметить, что там находится, раскрыть его?

Итак, «прикрытое», «скрытое» или «незамеченное» на древнегреческом читается как «ле́тон» (λῆθον). Тогда «прикрытость», «скрытость» или «оккультность» будет читаться как «ле́тея» (λήθεια). Соответственно, как же мы скажем «неприкрытость» или «открытость»? Для этого достаточно лишь добавить приставку «не» (ἀ), и получится слово «але́тейя» (ἀλήθεια). Оно имеет два основных перевода с древнегреческого: во-первых, буквально это «несокрытость», а во-вторых, это «истина». Таким образом, «оккультная территория» (и значит любое оккультное явление, к чему бы оно ни относилось) обязательно должно содержать в себе эту сущность оккультного – истину. Я знаю тех, кому кажется, что такой подход сближает оккультное с понятием «sein» (бытие) у М. Хайдеггера, однако, как и в случае с психоанализом, нельзя смешивать «оккультное» как таковое и «бытие» у немецкого философа.

Таким образом, истина является для оккультного субстанцией или, выражаясь, опять же, по-древнегречески, ипостасью. Именно истина составляет основу оккультного и без истины оккультного нет. Истина стоит под оккультной территорией, является ее основой, находится внутри, но не просто находится «в» (in), а находится «эсо» (ἔσω) – то есть в глубине, в сердцевине, составляет суть оккультного. Истина скрыта, оккультна, потаенна в недрах, защищена. Она – за завесой тайны. Кто-то может говорить, что за этой завесой прячется Число Пифагора, Древо Познания Каббалистов, Логос христиан, Гнозис гностиков, утраченное Слово франкмасонов, непроизносимое Дао Лао-Цзы, Дхарма индусов, однако часто не замечается, что на завесе начертан лишь путь к истине языком символов, а сама она всегда сокрыта.

Я уже упоминал о «тайных сына» в девятом псалме, когда писал об оккультной терминологии (в соответствии с некоторыми еврейскими вариантами этого псалма есть версия, что в нем говорится не о «тайнах сына», а о «смерти сына»; однако в христианской культуре (в которой жили и оккультисты) все-таки использовалась версия «тайн сына», потому рассматривать прочие (в том числе и лютеранские) варианты не вижу смысла). Теперь я хочу вспомнить известного богослова и иезуита Роберто Беллармина (что характерно, он был одним из главных действующих лиц на процессах против Джордано Бруно и Галилео Галилея). В своем «Толковании псалмов» (1611 г.) Беллармин сравнивает тексты девятого псалма на иврите, древнегреческом и латыни. Во-первых, под сыном он понимает, само собой, Христа. Во-вторых, слово «тайное» (occultum) он интерпретирует как «аркан» (тайна). В-третьих, «тайны Сына» это то, – пишет он, – «что апостол в первом послании к Колоссянам называет мистерией (таинством), скрытой от веков». Поскольку для христиан Христос и есть Истина, то практически дословно в этом псалме говорится «оккультное истины», что еще раз подтверждает: оккультное принадлежит истине, а не наоборот. Итак, истина есть основа оккультного и рассмотренный мной псалом служит примером того, как это выражается в религии – в данном случае в христианстве.

Потому некое проявление может быть оккультным только тогда, когда приводит к истине, являясь как бы ее «следом». С помощью таких проявлений человек, словно по следам на дороге, может проникнуть на «оккультную территорию» и постичь «несокрытое» – то есть истину в полноценном смысле этого слова. Наконец, мы можем ответить на вопросы «Что такое оккультизм?» и «Что такое оккультное?». Итак:

Оккультное это истина в своей сокрытости, потаенности, защищенности и в прочих свойствах, которые по-разному именуются в разных языках, но выражают одну и ту же идею. Как раскрытое нельзя раскрыть, а истина, как вы понимаете, не раскрыта человеку, то она подобна девушке, укрытой в своей одежде (эта очень известная аллегория раскрывает именно тот смысл, который я вам сейчас передаю).

Оккультизм же это система теории и практики, которые служат человеку для взаимодействия с оккультным, что направлено на достижение истины в ее полноценном смысле. В последующих статьях я рассмотрю также способы взаимодействия с оккультным, понятие эзотерики и то, почему понятия «оккультизма» и «эзотерики» плохо применимы в условиях современности.

1 1 1 1 1
Рейтинг: 5.00/5 (Отзывов: 2)

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Индекс цитирования