Ситра ахра

Как известно, падению сосудов (швират ха-келим) предшествовал мир точек (олам ха-некудот). Эти точки не соединялись между собой устойчивыми связями так, как это мы видим в схематическом изображении Древа Жизни. Из-за своей неустойчивости этот мир прозван миром хаоса (олам ха-тогу). Очевидно, что «хаос» это метафора, как и само это описания сотворения мира. Поэтому трудно не согласиться с ироническим замечанием одного из основателей науки о каббале Гершома Шолема: «народное воображение усвоило только живописную сторону этой идеи и восприняло, так сказать, в буквальном смысле такие метафоры».

Метафорическое описание творения мира по ЛурииКоличество глашатаев этого «народного воображения» огромно: назовите имя любой персоны, жившей в XX в. и называвшей себя «оккультистом», «магом», «эзотериком» и т. д. – вы почти наверняка попадете в цель. Конечно, перечислять их нет никакой пользы, а упоминание Кроули, Спейра, Гранта, Гарднера и других не даст полной картины. Да и есть ли смысл обвинять отдельных лиц или «народное воображение» вообще, если они оказались заложниками потока вполне неметафорического духа времени, который казался им новой эпохой. Бесспорно, для них он был таковым, а для нас их мысли кажутся очевидными, если не сказать банальными. Сейчас, уже в XXI в., можно либо это видеть, либо пытаться понимать то «народное воображение» в образах и смыслах настоящего: искать тайные смыслы, загадочные аллегории или аналогии то в науке (как же любят здесь психоанализ, физику и математику), то в искусстве. Справедливо, тем не менее, что отдельные представители «народного сознания» смогли почувствовать и выразить ту новую интуицию, в потоке которой сейчас кружится столь большие массы людей. Сколь их идеи очевидны сейчас, столь же они были удивительным откровением в то время, поэтому не стоит смотреть свысока – оценивать вчерашнее проще, чем сегодняшнее. Сосредоточения внимания на «мире хаоса» было также инстинктивным ощущением катастрофы (скажу даже – ощущение «Заката Европы»), а мистический экстаз – способ бегства от него. Это была своего рода колыбель, качающаяся между либидо и мортидо, если говорить в терминологии Фрейда. Тут же «магия хаоса», тут же – переработка учения о «ситра ахра» на свой лад. 

В классической каббале учение об «обратной стороне» (ситра ахра) или «левой стороне» (ситра де-смола) это попытка объяснить существование зла в материальном мире с помощью метафор и аллегорий. Однако в XX в. под ситра ахра часто стала пониматься то обратная сторона древа жизни со своими антиподами сефирот, то темная сторона рая. Также появились различные способы взаимодействия с этими придуманными конструкциями. Конечно, раньше каббалисты тоже упорядочивали ситра ахра: выделялись дворцы клипот, разные аспекты. Вспомню хотя бы известное деление клипот, основанное на книге пророка Иезекииля в 1:4. Так клипот делятся на две категории. Первая из них называется «нечистые клипот» – клиппот тиммеот (קליפות טמאות). Их три: бурный ветер, огромная туча и клубящийся огонь. Вокруг этих трех нечистых клипот находится «сияющая клипа»  – клипа нога (קליפות נוגה), образующая семь дворцов. Сияющая клипа названа таким образом из-за того, что содержит часть того света, который пал во время швират ха-келим. Эта клипа подлежит исправлению, в то время как нечистые клипот – нет. Стоить заметить, что разработанная система ситра ахра и учение о клипот (Лурия сравнивал их с едомскими царями) пользовались популярностью в среде угнетенных слоев населения, которые в период острых социальных кризисов ожидали конца света и прихода Мессии. Они считали, что свет из клипот освобождается путем совершения греха. В версии же классической каббалы этот свет освобождался во время процесса исправления мира, который достигался различными способами: соблюдение заповедей, совершение ритуалов и т. д.

Со временем сияющую клипу за ее двойственную природу назвали Древом познания добра и зла, а клипот тиммеот – Древом смерти. Периодическое упоминание в каббалистической литературе числа десять в связи с клипот показалось И. Регарди достаточным основанием, чтобы под ситра ахра понимать своего рода антипод Древа жизни, что было его личным изобретением. В дальнейшем на основе этой идеи стали появляться синкретические учения о темной стороне рая, а также работе с ней, что, как и раньше, было связано с кризисами совершенно разного рода. При этом так же, как и раньше, подавляющее большинство «исследователей» так понятой ситра ахра считало, что «зло надо одолевать злом». Естественно, были и иные подходы (в том числе с использованием пентаклей), но сама тенденция была именно таковой.

Мне сразу вспоминается история с тантрой, которая весьма кстати. Изначально тантрические техники не подразумевали совершения половых актов. Однако по разным причинам учение тантры проникло в широкие слои населения, где «народное воображение» превратило тантру в сексуальную практику. Показательно, что именно эта «тантра» так полюбилась людям, впитавшим учение теневой стороны Древа жизни и смежных систем. Здесь прослеживается совершенно ясная закономерность: мистические и оккультные учения, проникая в «народное воображение» в период кризиса личностного или общественного характера, приобретают время от времени одни и те же формы. Эти формы всегда и повсеместно связаны с грубой примитивной природой. Из-за этой простоты они так похожи друг на друга вне зависимости от географии распространения. Эта привлекательная идея святости греха появляется с завидной закономерностью, то скрываясь меж разрозненных сект, то превращаясь в мощное движение. Тем не менее, подобные всплески служат как раз наглядным примером того, как действует ситра ахра: опорожнения царей Едома существуют за счет своих адептов, пытаясь через них проникнуть в святая святых.

1 1 1 1 1
Рейтинг: 5.00/5 (Отзывов: 7)

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Индекс цитирования