Учение Ицхака Лурии о цимцуме и падении сосудов

Ицхак (Исаак) Лурия (Ари), пожалуй, один из известнейших каббалистов из Цфата. Его заслугой является попытка дерзновенно и живо описать творение мира из ничего. Эта попытка стала практически самой удачной идеей из подаренных миру еврейской каббалой. Часто именно по отношению к концепции Лурии определяли, насколько мистик или маг является подлинным наследником учения каббалистов. Нельзя не отметить колоссальное влияние Лурии на христианскую каббалу, а впоследствии и на герметическую, на теософию Е. П. Блаватской, масонскую философию и т. д. – не станет преувеличением сказать, что именно идея Лурии о цимцуме оставила свой след практически во все оккультных течениях двадцатого века. 

Как я уже писал в статье о влиянии теории цимцума на христианскую каббалу, сам цимцум – это сужение, умаление Бога в самом себе. В этой статье, точнее скорее сборнике отрывков из моих лекций по каббале, я попытаюсь более-менее наглядно описать этот концепт, который своей наглядностью и образностью вполне может считаться мифом в духе Василида. А именно – гностическим мифом.

Итак, по мнению Лурии Бог, он же Эйн-Соф (то есть «Бесконечное») освобождает внутри самого себя пустую область, свободную от своего безграничного света (Ор Эйн-Соф) и милосердия (Рахамим). В нее он испускает первый луч света, его первую конфигурацию, которая в каббале именуется Адамом Кадмоном. Он, по мнению Лурии, должен конституировать и конструировать будущий мир.

В этой своей функции Адам преуспевает, переполняясь светом, который начинает изливаться из его глаз, ушей, носа, уст и лба. Сначала свет испускается изо рта Адама в некое нерасторжимое единство, поэтому именуется эта стадия становления мира – Олам ха-Акудим, то есть мир связанности, окольцованности. На этой стадии существует лишь один игулим (круг), объемлющий в себе все сфирот, то есть все противоречивые аспекты божественного света. Это также единый келим – единый сосуд для всех этих сил. 

Далее свет, снисходящий из глаз Адама, сосредотачивается в десяти точках. Сами точки не находятся в прямом взаимодействии и содержат в себе весь тот свет, который присутствовал в Олам ха-Акудим. Поскольку эта часть творения представляется в первую очередь десятью точками, то и называние мира в этот момент – Олам ха-Некудим, то есть мир точек, мир, наполненный некудот (точками). В этот момент, из-за того, что келим-сосуды слабы, и не находятся во взаимодействии между собой, часть сфирот не выдерживает силы света и разбивается. Из-за этой неустойчивости эта стадия творения еще именуется Олам ха-Тогу (мир хаоса). Хотя иногда этим названием именуют и Олам ха-Акудим, и Олам ха-Некудим. Первый как «устойчивый» хаос, а второй – как «неустойчивый». 

Итак, мы рассмотрели две стадии предшествующие Швират ха-келим – разбиению сосудов (ваз). В совокупности две рассмотренные стадии называются миром единства – Олам ха-Йихуд. Говоря же о разбиении сосудов нельзя не сказать о ршиму. Так именуется остаток божественного света, оставшийся после цимцума. Хотя, по мнению ряда «ортодоксальных» каббалистов, никакого ршиму после цимцума остаться не могло. Тем не менее, у Лурии остаток божественного света все еще прибывал в мире на стадии Олам ха-Йихуд.

Так или иначе, сосуды, удерживающие свет распались. Лурия считал, что состоят они из того самого ршиму, и разбиение было необходимо, чтобы вывести оставшийся божественный свет из мира. Тем не менее, падшие скорлупы, то есть клиппот, образовывают ситру ахру (другую сторону), она же – ситра де-смола (левая сторона) – обиталище демонических сил. При этом свет возвращается обратно в Эйн-Соф. Это событие с гибелью працарей эдомских. Описание части истории Эдома содержится в Быт. 36.

Метафорическое описание творения мира по ЛурииПосле падения этих царей, то есть после крушения сосудов, неразбившимися остались только три первые сефирот – Кетер, Хокма и Бина, а также частично осталась последняя – Малхут, хотя она и треснула. Эти оставшиеся сфирот образуют парцуфим – лики, ипостаси Адама Кадмона или ипостаси развертывающегося Эйн-Соф. Кетер соответствует Арих анпин (большой или долготерпивый лик) или Атика кадиша (святой старец). Хохма это Аба, то есть отец. Бина – Има, то есть мать. Шхина (божественное присутствие) – это женский принцип, своего рода София, то есть Нуква де-зеир (женщина малого). Впоследствии оставшиеся сфирот все вместе образовали пятую ипостась – Зеир анпин (малый или нетерпеливый лик). Он противопоставляется большому лику и их часто именовали Микропрозопом и Макропрозопом соответственно.

После возвращение света Эйн-Соф через лоб Адама Кадмона вновь посылает его. Беспорядочно расположенные раньше точки-сфирот оказываются взаимосвязанными и силы Суда и Милости оказываются уравновешены, хотя теперь Малхут примыкает к клиппот. На этом этапе мир называется Олам ха-Берудим – мир воссоединения. Это свершение тикуна – то есть «исправления» мира. Заключается он в восстановлении разрушенных сфирот. Однако завершить тикун может только человек. Это его миссия – восстановить общение с Богом и обособить нижние миры от клиппот.

Для наглядности справа публикую изображение, показывающее этот процесс.

1 1 1 1 1
Рейтинг: 4.67/5 (Отзывов: 3)

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Индекс цитирования