Национальные Школы Таро: Россия

Теперь рассмотрим Российскую традицию, историю которой можно разбить на два временных этапа. Первый этап прихода и укоренения Таро в России относится к 19 веку. До этого момента в годы правления Екатерины Великой в России имели хождение Оракулы по типу пасьянса мадам Рекамье. На русской почве это гадание называлось Екатерининским, состояло из разрезных картинок, которые складывались в таблицу, и значения совпавших фрагментов прочитывались и истолковывались.

При очень мистифицирванном царе Павле I интерес к гадательным системам все возрастал. А после войны с Наполеоном общение с Францией и Европой становится очень тесным, и в Россию проникли гадательные системы: немецко-австрийская (Малая Ленорман), французская («Посещение Сибиллы») и т.п. Расцветают русские разновидности Оракулов, созданные на основе Греческих мифов и используемые для гадания, но гораздо чаще – для салонных развлечений. 

Во второй половине 19 века в Россию была привнесена Французская традиция Таро. Но самое удивительное то, что на Российской почве она не развилась как гадательная система, а утвердилась почти исключительно как Герметическая, оккультно-философская, нумерологическая и медитативная. В основном, потому что была привнесена в Россию доктором Папюсом, сложной исторической, эзотерической и политической фигурой. В России 19-20 вв. Елена Блаватская рассматривала Таро в оккультно-герметическом направлении, Петр Успенский – в мистико-герметическом, Владимир Шмаков – в философско-герметическом, Г.О.М. – в нумерологически-герметическом, Томберг – в медитативно-герметическом.

Затем в России наступают «смутные времена», при советской власти Таро изгоняется из России, во всяком случае не упоминается и не используется, а если и развивается русскими авторами, то не в России. 

С падением Советского Союза Таро возвращается в Россию, но только теперь в Британо-Американском варианте. Хотя Российское направление чрезвычайно эклектично. Наряду с французской системой толкования, сохранившейся в переизданных работах Папюса, Г.О.М.`а, Шмакова, появляется эклектичная переводная литература, немного хорошей переводной немецкой (Х. Банцхаф), качественная Британская переводная литература. В последнее время начала появляться и американская. В русскоязычном пространстве постсоветской России появляются понемногу новые исследователи, которые продвигают разные национальные традиции в Таро или развивают нетрадиционные, креативные направления. В формировании Российской традиции Таро заметная роль принадлежит Е. Колесову, А. Котельниковой. Можно было бы назвать и другие имена, но статья посвящена обзору особенностей национальных Школ Таро, а не их подробной истории.

Итак, на Российской почве смешиваются разнообразные традиции Таро, и в этом смешении возникает некая своя линия отличительных черт. В России Таро приобретает, претерпев множество экспериментов, глубоко психологическое звучание. И чем дальше, тем глубже психология в Российской традиции срастается с Таро. Расстановки по Хелингеру при помощи Таро, медитации на Таро, Мифодрама и Таро, применение Эриксонианского гипноза в работе, Юнгианские техники, проективные методики и т.п. Все, что делает Таро и гадательные практики относительно приемлемыми для государства, Православной Церкви и науки и, при этом, сохраняет оккультно-герметическую и философскую составляющую.

Вульгарная, народная традиция в российском Таро мало развита. И скорее носит характер цыганщины, слухов, легенд и шоу («Битва экстрасенсов», например).

Российская (не вульгарная, ненародная) традиция в Таро не тяготеет к конкретике, точности предсказаний, определению времени событий. Но предполагает глубокий анализ родственных и неродственных коммуникаций и взаимосвязей, изучение причинно-следственных взаимодействий людей с окружающим миром и друг с другом, а также попытки формирования благоприятного будущего для субъекта путем работы с его сознанием и бессознательным. То есть, основные черты Российской национальной традиции Таро  - магически-герметические, поскольку «психология – это медленная магия», как писал И. Регарди в «Гранатовом саде».

Об остальных Школах Таро, например, Австралийской, Чешской, Испанской, не располагаю достаточными сведениями, хотя они могут быть очень интересны и самобытны.

Итак, небольшое резюме: 

Французов отличало всегда стремление к математической точности предсказаний и нумерологии.

Итальянцев - разнообразие колод Таро и их видеоряда.

Немцев - любовь к структуре, выразившаяся в «Гранд Табло» Малой Ленорман, и конкретике бытового прогноза.

Британцев - раздельное чтение карт, расклады с позициями («карте – место»), психо-магическая направленность. 

Американцев - конкретность, реализм, креативность и упрощение процесса дивинации (прогноза).

Русских – своеобразное «двоеверие» – крестовые расклады с расширениями, наибольшее, по сравнению со всеми национальными школами углубление в событийно-психологический слой прогноза, эклектика всех школ и направлений.

1 1 1 1 1
Рейтинг: 4.00/5 (Отзывов: 4)

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Индекс цитирования