Что такое эзотерика: историческая справка
- Опубликовано: 15.11.2016
- Автор: Дмитрий Цельзин
Немногие из тех многих, кто читает или пишет про оккультизм и эзотерику, могут понять разницу между тем, что называется оккультным, и тем, что называется эзотерическим. В конечном счете это позволяет отличать оккультизм от эзотерики. На сегодняшний день были предприняты разные попытки провести какую-либо разграничительную линию. Приходится признать, что попытки эти были неудачны, поскольку эти два слова («эзотерическое» и «оккультное») рассматриваются без отсылки к их истории или хотя бы этимологии. Итак, про этимологию и, соответственно, подлинное значение слова «эзотерика» я расскажу в следующий раз, а сейчас коснусь истории.
Говорят, что впервые слово «эзотерическое» появляется у Аристотеля. Это не совсем так, хотя часть учения Аристотеля не с проста называли эзотерической. Речь идет, конечно, о так называемой акриотической части учения этого философа. Если вы что-то читали об этом, то заметили: как правило пишут, будто часть учения Аристотеля была устной и от того называлась акроатической (услышанной). На самом деле акроатическими обычно именовали сочинения, книги и трактаты, иначе называлась бы эта часть его учения просто «акустической» (услышанной). Акроатические же знания это не просто «услышанные», а «внимательно усвоенные». Это та внимательность, без которой человек не сможет проникнуть в оккультное, без которой он всегда будет его пропускать мимо. Не имея такой внимательности человек пропустит оккультную тайну, даже написанную или подробно рассказанную ему. Именно поэтому, когда Александр Македонский возмутился, что акроатические книги были изданы и знания перестали быть сокровенными, Аристотель ему ответил, что на самом деле они не были ни изданы, ни неизданы, поскольку тот, кто не имеет ключа к их пониманию, ничего в них и не поймет.
Итак, хотя у Аристотеля «эзотерическое» еще отсутствует, часть его учения потом справедливо назвали именно так. Само же слово это впервые появляется у Лукиана в его «Продаже жизней». После него, впрочем, этот термин использовали главным образом христианские богословы. Часто применял его один из «трех великих каппадокийцев» – Григорий Нисский. Далее хочу выделить александрийскую школу: Климента Александрийского и Оригена. Например, Климент использовал слово «эзотерический» применительно к некоторым трактатам Аристотеля, отличая их, тем самым, от иных, экзотерических трактатов. Вообще надо отметить, что используемое Климентом древнегреческое слово «эзотерические» пишется точно так же, как современное русское слово «эзотерика» (ἐσωτερικά), отличие только в ударении: в древнегреческом оно ставится на последний слог. Потому дословно «эзотерика» означает «эзотерические», из-за этого в русском языке используют еще и слово «эзотеризм», когда говорится не о чем-то абстрактно «эзотерическом», а об эзотерике как некой системе.
Другое замечание о Клименте касается того, как современные греки перевели молитву Сократа с древнегреческого языка на современный греческий. Эта молитва описана Платоном в диалоге «Федр» и ее первую часть процитировал Климент в своих «Строматах» (полную версию молитвы опубликую в конце статьи): «О, Пан и другие боги, дайте мне стать внутренне прекрасным» (Ὤ Πάν τε καὶ ἄλλοι θεοί, δοίητέ μοι τἄνδον εἶναι καλῷ). Здесь слово «внутренне» (ἔνδον) используется не в том же смысле, что и «оккультное». Если вы посмотрите мою статью по оккультной терминологии, то не найдете ни одного использования этого слова «внутренне» (ἔνδον) в качестве «оккультного». Потому на современном греческом наречие «внутренне» переведено как «эзотерически» (εσωτερική). Таким образом, разница между оккультизмом и эзотерикой (эзотеризмом) может понять только тот, кто знает, что такое «внутреннее» как оккультное и что такое «внутреннее» как эзотерическое.
Впоследствии на английском языке «эзотерическое» появляется только в «Истории философии» (1687 г.) Томаса Стэнли, а на французском – в словаре Треву (1752 г.). Само же слово «эзотерика» в современном смысле возникло примерно тогда же, что и «оккультизм» – в 1828 году в «Критической истории гностицизма и его влиянии» Жака Маттера. Дальнейшая история термина «эзотерика», опять же, примерно такая же, что и у «оккультизма» – им называли, что только ни попадется под руку. Для разъяснения термина «оккультизм» я рассказал, что есть «оккультное» в прошлых своих статьях. Сходным образом для понимания того, что такое «эзотерика» надо выяснить первоначальное значение слова «эзотерическое», и сделаю я это уже в следующий раз.
Как и обещал, привожу так называемую «молитву Сократа», упомянутую Платоном в Федре:
«О, милый Пан и другие, сколько бы вас ни было, боги, дайте мне стать внутренне прекрасным: что имею вовне, пусть будет другом тому, что имею внутри. Да буду я считать богатым мудрого: да будет у меня столь много злата, сколь может унести или увести лишь мудрый».
(Ὤ φίλε Πάν τε καὶ ἄλλοι ὅσοι τῇδε θεοί, δοίητέ μοι καλῷ γενέσθαι τἄνδοθεν: ἔξωθεν δὲ ὅσα ἔχω, τοῖς ἐντὸς εἶναί μοι φίλια. Πλούσιον δὲ νομίζοιμι τὸν σοφόν: τὸ δὲ χρυσοῦ πλῆθος εἴη μοι ὅσον μήτε φέρειν μήτε ἄγειν δύναιτο ἄλλος ἢ ὁ σώφρων).