Появление каббалистического символизма в Таро
- Опубликовано: 18.05.2015
- Автор: Анастасия Волконская
Единственная по-настоящему интересная теория Таро — это теория, согласно которой Таро есть символическое изображение Вселенной, основанное на данных Священной Каббалы.
Алистер Кроули. «Таро Тота».
Классическое Таро, образный строй и символизм которого был тщательно продуман оккультистами XIX в. прежде всего с целью сохранить и передать стройную целостную систему оккультного знания, опирающегося на многочисленные писания и трактаты величайших умов прошлых тысячилетий, ныне пользуется спросом в большинстве своем только за свою второстепенную функцию: как удобная система прорицания. Начинающие тарологи останавливаются лишь на поверхностной интерпретации символизма, заложенного в картах, дающего, тем не менее, вполне исчерпывающие ответы на бытовые вопросы кверентов. Однако в вопросах духовного характера верхнего пласта значений будет уже недостаточно. Именно поэтому для того, чтобы стать тарологом-специалистом, необходимо изучить в том числе и религиозно-философский, магический и мистический аспекты Таро.
О том, насколько большую роль отводили ведущие оккультисты каббалистической системе, легшей в основу Таро благодаря усилиям Элифаса Леви, Макгрегора Мазерса и Артура Эдварда Уэйта, – мы можем судить, исходя хотя бы из того факта, что многие оккультисты полагают считать отправной точкой происхождения Таро век, в который на свет появилось первое каббалистическое сочинение «Сефер Йецира», т. е. «Книга Творения» (данный труд будет более подробно освещен в первой части, посвященной краткому обзору истории и доктринам Каббалы), в котором детализируется астрологический символизм еврейского алфавита, как раз-таки и легший в основу Таро.
Тем не менее, как бы ни хотело оккультное общество того времени связать происхождение Таро с появлением «Книги Творения», исторически Таро впервые оказывается переплетено с Каббалой в 1856 году в «Учении и Ритуале Высшей магии» Элифаса Леви. Позднее, в 1887 году Макгрегор Мазерс, один из основателей Герметического Ордена Золотой Зари, начинает описывать каббалистические соответствия Таро в своем манускрипте «Книга Т», предназначавшемся для внутреннего пользования членами ордена, в числе коих были известные создатели Таро: Маг Папюс, Артур Эдвард Уэйт и Алистер Кроули.
В 1909 году в свет выходит «Liber 777» (или «Книга 777») Алистера Кроули, в которой он подробно описывает каббалистический порядок и атрибуты Таро, установленные Мазерсом, а на следующий год Артур Эдвард Уэйт публикует свой «Иллюстрированный Ключ к Таро». В 1944 Кроули выпустит «Книгу Тота», в которой он на основе рукописей Марзерса проработает свое собственное таро. Сам же Мазерс придерживался мнения, что таро, уже имевшее каббалистические соответствия, изобрел некто Жак Жакмьен Грингонньё , французский художник XIV века, для двора Карла VI. Грингонньё Мазерс причислял к каббалистам на основании ходивших в то время слухов о его дружбе с алхимиком Николя Фламмелем. На самом же деле доподлинно неизвестно, что за колоды карт нарисовал Грингонньё, поэтому авторство ему приписывается лишь по умолчанию.
Были и более ранние попытки найти в таро отголоски каббалистического учения. Так Кур де Жеблен, масон, астролог и оккультист XVIII в. в 8 томе своей энциклопедии «Первобытный мир: исследование и сопоставление с миром современности», посвященном истории, геральдике, монетам, играм и гаданию на Таро, соотнес старшие арканы с буквами иврита. Там же он высказал ошибочное предположение, что Таро имплицитно (в неявном виде) содержит в себе тайную мудрость египетских жрецов. Надо заметить, египетскую мудрость он находил во всем, что попадется на глаза. В духе Задорнова он играл словами как мог. Так Париж (фр. «Paris») оказался Лодкой Исиды («Bar Isis»). Это вполне простительное заблуждение с учетом всеобщей моды на Восток, в частности, Египет. Алхимия Калиостро и Египетское масонство, «Рождение Осириса» Рамо, «Волшебная Флейта» Моцарта и «Путешествие младого Костиса от Востока к Полудню» Эккарткаузена служили яркими знаменами неугасающего интереса к загадочной стране на востоке. Именно поэтому уважаемому читателю следует снисходительно относиться к пассажам о происхождении таро из Египта и заключенной в них египетской мудрости, проскальзывающим у видных оккультистов XVIII-XX вв.
В следующей статье я дам краткий экскурс в историю зарождения данного течения, источники и основные идеи, полезные для более глубокого понимания обсуждаемого вопроса.