Истоки Каббалы: Мистика Меркавы и ее адепты

Каббалистическое учение легло в основу учений и ритуалов европейских оккультных систем. Его следы мы обнаруживаем также и в системе Таро. Поэтому для того, чтобы верно оценить влияние каббалистической мысли на оккультизм последних столетий, необходимо обратить внимание на историю каббалы. 

Прежде всего, необходимо определить предмет, которому посвящена статья. Итак, что же такое Каббала? Слово «Каббала» с иврита переводится как «получение, принятие, предание». Первоначально данный термин употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не вошедших в Пятикнижие, позднее – для обозначения Устного Закона (совокупности религиозно-этических преданий и поучений). И только с ΧΙΙ в. еврейские мистики начинают употреблять его для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого. Таким образом, термин «Каббала» означает религиозно-мистическое эзотерическое течение в иудаизме. 

Отправной точкой для истории развития каббалы принято считать ΙΙ в до н. э. Именно тогда в религиозно-общественных кругах фарисеев преподавалось эзотерическое учение, на основании которого формируется литература мистического характера. Мистика в тот период покоилась на двух столпах: 

  • первая глава книги Бытия, в которой описывается история сотворения мира (деяние творения (ивр. «маасе берешит»));
  • первая глава книги пророка Иехезкеля, в которой описывается видение Божественного престола - колесницы (деяние колесницы (ивр. «маасе меркава»)).

Мистическая литература, посвященная видению Иезекииля (в иудейской традиции – Иехезкеля), известна в текстах как литература колесницы (ивр. «Сифрут Ха-Меркава»), или  литература чертогов или дворцов (ивр. «Сифрут ха-Хехалот»). Таков фундамент, легший в основу древнейшей еврейской мистики – мистики Меркавы, центральное место в которой  в старейшей дошедшей до нас эзотерической литературе занимают произведения, датируемые приблизительно VI-VIII вв, посвященные созерцанию Чертогов.  В их числе «Большие Чертоги» (ивр. «Хехалот Раббати»), «Малые Чертоги» (ивр. «Хехалот Зутарти»), «Алфавит рабби Акивы» (ивр. «Отийот де-рабби Акива»), «Измерение Высот» (ивр. «Шиур Кома»), Третья Книга Еноха или «Книга Небесных Дворцов» (ивр. «Сефер Хехалот»). 

В чем же заключается сущность этой мистики? Гершом Шолем, известный еврейский философ и историк религии, отмечает следующие ее атрибуты: лицезрение  Божественного явления на Престоле, как оно описано Иезекиилем, и познание тайн мира Божественного Престола. Внимание мистика было всецело сосредоточено на  созерцании Престола, как средоточия истины, воплощающего все формы творения, однако он не стремился постичь сущность Божества, в отличие от каббалистов. 

Адептом мистики Меркавы было не так просто стать. К неофитам данной школы существовали определенные требования, без соответствия которым человек не сможет стать адептом. Эти требования держались на постулатах из священной литературы, например Талмуда, «Больших Чертогов», Книги Исайи, и касались как моральной, так и физической стороны. Так в книге Исайи перечислены основные категории лиц, которым может быть дозволено соприкоснуться с мистикой Меркавы. «Пятидесятник, вельможа, советник, мудрый художник и искусный в слове» (Ис. 3:3), считались достойными посвящения.  А, например, упоминания о восьми необходимых моральных качествах для посвящения мы находим в  главе XIII «Больших Хехалот». Физические критерии определялись с помощью физиогномики и хиромантии.

Таким образом, мы вкратце рассмотрели сущность мистики Меркавы и в других статьях сможем рассмотреть ее влияние непосредственно на Каббалу.

1 1 1 1 1
Рейтинг: 4.33/5 (Отзывов: 6)

Поделиться:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Индекс цитирования