Цимцум в христианской каббале
- Опубликовано: 24.10.2015
- Автор: Дмитрий Цельзин
Цимцум означает сжатие или сосредоточение. Это сосредоточение Бога внутри себя для создания в самом себе пустого пространства, куда помещается предвечный Адам. Эта концепция появляется изначально в так называемой лурианской каббале, но скоро приобретает популярность среди христианских каббалистов. Например, вы можете обнаружить ее в работах Якоба Бёме, Ван Гельмонта, Генри Мора, Кнорр фон Розенрота и многих других.
На самом деле авторство идеи принадлежит каббалисту Ицхаку Лурии (лурианская каббала, собственно, и называется по его имени) лишь отчасти. Идея сотворения мира и человека в нем в предвечной пустоте действительно не нова. В христианстве она называется «сотворением из ничего» (на латинском это «creatio ex nihilo»). Однако именно Лурия попытался как-то «представить» эту идею, рассказать человечеству, как примерно это могло бы выглядеть. Конечно, вот в этом смысле Лурия является первооткрывателем.
Вкратце, повторяя начало этой статьи: бесконечный Бог, кроме которого ничего не существовало и не могло существовать, освободил внутри себя некоторое пространство от самого же себя. Можно представить себе эдакий образ большого взрыва, во время которого по мере расширения пространство космоса, сужается «пространство» Бога. Аналогия получилась довольно примерной, поскольку в каббале пространства и времени в Боге нет. Таким образом, он создал то самое «ничто», в котором его самого уже не было. Уже затем в это ничто помещается Адам и происходит творение мира. При этом оно происходит дважды.
В первый раз пущенный Богом в пустоту свет обретает «формы» или сфирот (само слово означает просто «цифры», но в каббале сфирот это своего рода сосуды с божественным светом или лики (части) Древа Жизни, которое иначе именуется «Эц Хайим»). Итак, эти «формы» настолько заполняются светом, что не выдерживают его и разбиваются на осколки (В каббале этот процесс так и называется – «разбиение сосудов» или иначе – швират ха-келим). Тогда свет высвобождается из осколков и возвращается в лоно Бога, после чего происходит новое исхождение божественного света в пустоту, но в этот раз без разбиения сосудов. В этом, по мнению Лурии, и есть причина зла: формы, которые наполнялись светом, разбились в первый раз и образовали осколки, иначе называемые «клиппот». Эти осколки символизируют с собой то зло, которое присутствует в мире, несмотря на то, что сотворен был мир изначально благим Богом. В общем, об этих осколках, образовывающих «ситра ахра», а также об их судьбе расскажу в иной статье.
Для христианской каббалы, (в некоторых из перечисленных ниже моментах и для еврейской), идея цимцума представлялась довольно интересной. Связано это было со следующими вещами:
- Во-первых, как уже я сказал выше, эта идея «сужения» позволяет наглядно понять, как происходило «творение из ничего»;
- Во-вторых, концепция Лурии также наглядно объясняет причину появления зла в мире. Хотя тут и возникает несколько противоречий. Из-за них долгое время разгорались жаркие споры между Лурией и другими каббалистами. Ведь мощный конгломерат оккультистов начал обвинять еврейского каббалиста в том, что в его концепции Бог оказался этаким «криворуким» ремесленником (демиургом), сумевшим сотворить мир только со второго раза. В конце концов, в христианской каббале «разбиение сосудов» объяснялось не недостатками замысла самого Бога, если так можно сказать, – появление зла объяснялось свободой воли Адама, нарушившего замысел Бога. Именно Адам, по мнению представителей христианской каббалы, оказался виновником низвержения части древа жизни в бездну, которая стала обиталищем частей разбитых сосудов, из которых древо жизни и состояло;
- В-третьих, цимцум как освобождение пространства от божественного света позволяет очень интересно поставить вопрос о свободе человеческой воли. Вернее даже – цимцум вообще позволяет поставить вопрос о воле человека со всеми вытекающими, ведь в этой модели все существа, оказывающиеся в пустом от Бога пространстве способны сами решать, что им делать. Хотя это решение обычно является результатом выбора – стремиться обратно к Богу или нет. Идея, которая явно не понравится в будущем Кальвину и многих протестантам;
- В-четвертых, для христианских каббалистов цимцум позволял находить новые точки соприкосновения с идеями еврейских каббалистов, а в дальнейшем и инкорпорировать еврейскую каббалу в христианскую. Вряд ли можно сказать, что это им удалось так, как они задумали;
- В-пятых, процесс разжатия мира из точки, из единственности, то есть сингулярности (singularitas), позволяет примерно представить процесс сжатия мира обратно. Итак, это выявилось в идеях каббалистов о конце света, заключающемся в полном исправлении (гмар тиккун). В терминологии наследников этой идеи (к примеру, Мартинес де Паскуалли) речь идет о реинтеграции существ в их первоначальных качествах и силах, духовных и божественных;
- В-шестых, чисто герменевтически: цимцум позволяет объяснять повторы в Библии, в частности – сотворение человека дважды (а именно в Быт. 1:26 и в Быт. 2:7). Насколько это было удачно сделано видно по огромному количеству интерпретаций этих повторов в каббале до концепции цимцума и после;
- В-седьмых, идее цимцума дала мощный толчок христианским мистикам, магам и философам (особенно, русским философам серебряного века) для разрабатывания концепции Софии. София понималась ими как своего рода женское начало в Боге, по мнению некоторых, существующее действительно, по мнению иных – существующее мнимо. Все это интересным образом было подкреплено цимцумом и учением о Шхине – божественном присутствии.
Итак, остановлюсь на семи этих пунктах. Конечно, затронутая мной тема, крайне обширна и достойна нескольких книг, но цель этой статьи – дать общее понимание цимцума.